Паровозы серий М и МР 

В 1923 г. под руководством инженера А.С.Раевского на Петродском заводе «Красный путиловец» началась разработка проекта нового трёхцилиндрового пассажирского паровоза типа 2-4-0. Проектом предусматривались: сцепная масса 72 т, диаметр колёс 1700 мм, диаметр цилиндров 575 мм, ход поршней 700 мм, испаряющая поверхность нагрева котла 253 м2, поверхность нагрева пароперегревателя 90 м2, площадь колосниковой решётки 6 м2 и давление пара 13 атм.

На основании опыта проектирования паровозов типа 2-3-1 серии Ъ, типа 2-3-1 серии Л, типа 2-3-0 серии УУУ и типа 0-5-0 серии Ђ (ять) А.С.Раевский предусмотрел в проекте паровоза типа 2-4-0 ряд оригинальных нововведений. Конструктор предполагал при трёхцилиндровой паровой машине и расположении ведущих кривошипов под углом 120° разместить пальцы спарников в кривошипах колёс под углом 90° (как и у двухцилиндровых паровозов). Для этого пальцы ведущей колёсной пары были спроектированы коленчатыми. В.А.Раевский предусматривал в проекте выполнить топку с камерой догорания, передать часть массы локомотива на тендер, применить конструкцию шатунного механизма, позволявшую расположить внутренний цилиндр горизонтально и расположить коленчатую ось позади передних движущих колёсных пар и т.д.

После смерти А.С.Раевского в 1924 г. при окончательной разработке проекта ряд предложенных им решений не был принят.

Первый паровоз типа 2-4-0 из числа построенных заводом «Красный путиловец» в четвёртом квартале 1926 г. вышел на железнодорожные пути 30 апреля 1927 г. Он получил обозначение М160-01.

Новый паровоз, кроме трёхцилиндровой машины, имел много узлов, которые ранее на отечественных паровозах не применялись: передний одноклапанный регулятор за пароперегревателем над дымовой коробкой, многоплоскостную параллель, заднюю упругую опору котла, водоподогреватель типа смешения системы «Красный путиловец».

Общая масса паровоза в рабочем состоянии составляла 99,5 т, сцепная масса — 72,5 т, диаметр движущих колёс составлял 1720 мм, диаметр цилиндров — 540 мм, ход поршня — 700 мм, испаряющая поверхность нагрева котла была 259,6 м2, поверхность нагрева пароперегревателя Шмидта — 95,6 м2, площадь колосниковой решётки — 6 м2, давление пара составляло 13 атм. Передняя тележка была конструкции Борриса. Паровозы серии М строились в 1926 - 29 гг. заводом «Красный путиловец». В связи с прекращением выпуска паровозов на этом заводе 10 паровозов в 1929 - 1930 гг. были достроены Луганским заводом. Всего было построено 100 паровозов серии М.

Паровозы серии М поступили для работы на Рязано - Уральскую, Южную, Московско - Курскую и Самаро - Златоустовскую железные дороги.

Первоначально конструкционная скорость паровозов серии М была установлена 70 км/ч, а затем по предложению Управления тяги НКПС повышена до 90 км/ч.

В процессе эксплуатации паровозов серии М обнаружился ряд недостатков:

частое боксование из-за несоответствия мощности паровых машин и сцепной массы;

быстрое нарастание местного проката бандажей ведущей колёсной пары из-за значительного наклона оси среднего цилиндра;

неспокойный ход, боковая качка и сильная тряска, жёсткие удары котла о раму;

поломка деталей внутренней паровой машины и расстройство дышлового механизма;

недостаточные размеры зольника и объём топки.

В 1930 г. НИИРТ разработал по предложению инженера Д.Ф.Теренина проект переделки паровозов серии М в двухцилиндровые (без изменения наружных цилиндров).

Чтобы частично возместить уменьшение силы тяги при снятии одного цилиндра, давление пара было поднято с 13 до 14,5 атм. По этому проекту коленчатая движущая ось заменялась прямой, кривошипы располагались под углом 90° и снимались все движущие части среднего цилиндра. Проект НИИРТа был принят НКПС в 1931 г., а в августе 1933 г. Ворошиловградский паровозостроительный завод изготовил две движущие колёсные пары, которые были подкачены под переделанные на Полтавском и Воронежском паровозоремонтных заводах паровозы М160-59 и М160-81.

Результаты переделки паровозов серии М оказались удовлетворительными. Паровозы перестали боксовать, ход стал спокойнее, парообразование улучшилось. Это позволило повысить конструкционную скорость паровозов до 100 км/ч.

Переделанные паровозы водили пассажирские поезда такой же массы и с такими же скоростями, как и трёхцилиндровые, расходуя меньше топлива. Поэтому в 1934 и последующих годах все паровозы серии М были переделаны в двухцилиндровые. Им была присвоена серия МР — М реконструированный.

В 1939 - 1940 гг. паровозы серии МР работали на Южной, Пензенской, Московско - Донбасской и Рязано - Уральской железных дорогах.


 

Конструктор сайтовuCoz