Паровозы серии Э
Применить на русских железных дорогах паровозы типа 0-5-0 впервые предложили в 1905 г. инженеры Юго - Восточных ж.д. Однако выполненный ими эскизный проект был отклонён Инженерным советом МПС. В последующие два - три года вопрос о постройке паровозов типа 0-5-0 поднимался Московско - Казанской и Рязано -Уральской железными дорогами. Но и в этих случаях дело доходило лишь до схематического проектирования и подсчётов.
Решение о строительстве паровозов типа 0-5-0 не было принято в основном из- за неизученности вопроса о вписывании в кривые локомотивов с пятью движущими осями и боязни допустить большие боковые перемещения осей.В 1909 г. вопрос о постройке паровозов типа 0-5-0 выдвинула Владикавказская ж.д., которой в связи с ростом потребности в перевозках требовалось увеличить массу товарных поездов.
Владикавказская ж.д., начавшая эксплуатировать паровозы типа 1-4-0 с 1896 г., на основании десятилетнего опыта пришла к выводу, что при тяжёлой товарной работе всю массу паровоза следует использовать как сцепную. Поэтому дорога решила специализировать свои паровозы типа 1-4-0 (серии Ц, Ш и Х) на смешанной и тяжёлой пассажирской работы, а для товарного движения применить паровозы типа 0-5-0, которые могли бы иметь более мощный котёл.
Эскизный проект паровоза типа 0-5-0 был выполнен начальником службы тяги Владикавказской ж.д. инженером М.Е.Правосудовичем и заведующим техническим бюро этой службы инженером В.И.Лопушинским. Проект с пояснительной запиской они направили в МПС для принципиального решения о целесообразности типа 0-5-0.
Согласно эскизному проекту паровоз типа 0-5-0 должен был иметь двухцилиндровую простую паровую машину и двухоборотный пароперегреватель Шмидта.
В 1912 г. по заказу Владикавказской ж.д. Луганский паровозостроительный завод по чертежу №6606 выпустил первые 15 паровозов типа 0-5-0. Они получили обозначение серии Э и номера 901 — 915. Во второй половине 1913 г. завод построил ещё 15 таких же паровозов. Все эти паровозы (901 — 930) были сразу приспособлены заводом для нефтяного отопления. Значительная часть указанных паровозов была приписана к депо Минеральные Воды.
В течение января - апреля 1914 г. Луганский завод по чертежу №9201 построил 28 паровозов серии Э номеров 601 — 628 для Северо - Донецкой ж.д. Эти паровозы были рассчитаны на отопление углём.
Чтобы отличить паровозы Владикавказской ж.д. от паровозов Северо - Донецкой ж.д. этим локомотивам присвоили обозначение серий соответственно ЭЛ1 и ЭЛ2.
В августе 1914 г. в Инженерном совете МПС обсуждался вопрос о заказе новых паровозов для казённых железных дорог. В результате обсуждения было решено прекратить выпуск паровозов серии Щ и начать строить паровозы серии Э и для казённых железных дорог. Технические параметры паровозов серии Э для казённых железных дорог были утверждены 20 сентября 1914 г. Эти локомотивы должны были изготавливаться Луганским заводом по чертежу №9555. К ноябрю 1914 г. по данному чертежу было построено 8 опытных паровозов.
Во второй половине 1914 г. Луганский завод прекратил выпуск паровозов серии Щ и перешёл на выпуск паровозов серии Э. С 1915 г. эти паровозы начали строить Сормовский и Харьковский заводы, а с 1916 г. - Коломенский и Брянский. Всего было построено 1528 паровозов серии Э.
Модификации паровоза серии Э (ЭГ, ЭШ, ЭУ, ЭМ, ЭР) выпускались по 1957 г. включительно. Всего было построено около 11 000 паровозов серии Э всех индексов.
Паровозы серии Э получили широкое распространение на железных дорогах СССР. На 1 января 1941 г. паровозы серии Э находились в инвентарном парке почти всех железных дорог СССР. С начала 1950 - х годов паровозы серии переводились на маневровую работу и передавались промышленным предприятиям. Массовое исключение этих паровозов из инвентаря магистральных железных дорог производилось в середине 50 - х годов.