Паровозы серий ЭГ и ЭШ
На фотографии - паровоз серии ЭГ
Сокращение выпуска паровозов во время войны 1914 — 1918 гг. и в послевоенный период в 1919 — 1920 гг., отсутствие металла для ремонта паровозов резко ухудшили состояние локомотивного парка молодой Советской Республики. Поэтому в 1920 г. советское правительство приняло решение заказать на зарубежных заводах большую партию грузовых паровозов, чтобы немедленно пополнить локомотивный парк.
Первоначально предполагалось заказать 1000 паровозов акционерному обществу Нидквист и Гольм (Швеция). Но в дальнейшем было решено заказать в Швеции только 500 паровозов серии Э (по чертежам Луганского завода). Одновременно был выдан заказ немецким заводам на постройку 700 паровозов серии Э, причём их решили строить по несколько изменённым чертежам. При этом все основные размеры паровоза сохранялись.
Для решения всех вопросов, связанных с заказами для железных дорог подвижного состава, запасных частей и оборудования, была создана Российская железнодорожная миссия (РЖДМ). Руководство работой РЖДМ в соответствии с «Наказом», принятым Совнаркомом 4 февраля 1922 г. и подписанным В.И.Лениным, было поручено профессору Ю.В.Ломоносову. Окончательная разработка чертежей новых паровозов производилась на заводе Геншель под руководством и наблюдением советских инженеров из РЖДМ.
В это время шведский завод Нидквист и Гольм (Нохаб) уже начал строить локомотивы. Первые 15 паровозов этого завода (ЭШ4001 — 4015) были изготовлены целиком по чертежам Луганского завода, следующие 100 паровозов (ЭШ4016 — 4115) были сделаны с изменениям, внесёнными заводом Геншель, остальные паровозы (ЭШ4116 — 4497 и ЭШ4500) - полностью по чертежам, принятым РЖДМ. Постройка последнего паровоза была завершена 15 декабря 1924 г.
Два паровоза, построенные заводом Нохаб в 1922 г., были снабжены прямоточными машинами Штумпфа и конусами с эжекцией. Эти паровозы получили обозначение серии ЭШМ (№ 4498 и 4499). Паровозам постройки заводов Германии была присвоена серия ЭГ и номера 5000 — 5699. Первый паровоз серии ЭГ был построен 30 июля 1921 г., последний - 14 марта 1923 г.
Большинство паровозов серий ЭГ и ЭШ в собранном виде перевозились в порты Петрограда, Ревеля (Таллина), Риги и Виндавы (Вентспилса). В Германии портом отправления был Гамбург, в Швеции — сначала Ландскруна, а с июля 1922 г. - Тролльхеттан (в этом городе и находился завод Нохаб). Первые 18 паровозов серии ЭШ транспортировались по колее 1435 мм от Тролльхеттана до Торнио, а затем по колее 1524 мм через Выборг до Петрограда.
Паровозы серий ЭГ и ЭШ вместе с паровозами серии Э долгие годы работали на многих железных дорогах СССР. Большую роль эти паровозы сыграли в перевозках во время Великой Отечественной войны. Паровоз ЭШ 4375, водивший по Дороге жизни составы в блокадный Ленинград, поставлен на вечную стоянку у Ладожского озера.