Паровозы серии ЭУ
Испытаниях, проведённые в 1915 г. на Северо - Донецкой ж.д.показали, что паровоз серии Э имеет недостаточную температуру перегретого пара. В 1925 г. Научно - экспериментальный институт НКПС (НЭИ), изучая работу паровозов серий ЭГ и ЭШ, вновь отметил этот недостаток. Это послужило основанием для некоторой переделки паровоза серии Э, которая была выполнена Брянским паровозостроительным заводом. Четырёхтрубный двухоборотный пароперегреватель Шмидта был заменён шеститрубным однооборотным пароперегревателем С.М.Чусова; при этом количество жаровых труб увеличилось с 25 до 32, а дымогарных — уменьшилось с 188 до 157 (при сохранении их основных размеров); были поставлены подогреватель питательной воды поверхностного типа, питательный колпак и грязевик. Испаряющая поверхность нагрева у перепроектированного паровоза уменьшилась с 207 до 195,2 м2, а поверхность нагрева пароперегревателя увеличилась с 50,9 до 66 м2, сцепная масса повысилась с 80,6 до 85,6 т. Температура перегретого пара у паровозов с пароперегревателем С.М.Чусова была в среднем около 350°C (вместо 300°C у паровозов серии Э).
Паровозы серии Э по новому проекту начали строиться с конца 1926 г. и получили обозначение серии ЭУ - Э усиленный. Паровозы серии ЭУ строились Коломенским, Сормовским, Ворошиловградским (Луганским), Харьковским и Брянским заводами.
В разные годы для железных дорог НКПС было построено следующее количество паровозов серии ЭУ: 1926 г. - 71 (вместе с паровозами серии Э), 1927 г. - 182, 1928 г. - 308, 1929 г. - 408, 1930 г. - 765, 1931 г. - 801 (вместе с паровозами серии ЭМ).
Паровозы серии ЭУ получили широкое распространение на многих железных дорогах СССР. В частности, паровозы выпуска 1929 г. поступили на Мурманскую ж.д., где вместе с ранее построенными паровозами серии Э заменили паровозы серии ХМ.
Паровоз ЭУ684 - 37, на котором машинист П.Ф.Кривонос летом 1938 г. реализовал значительно бóльшую мощность, чем это предусматривалось действующими тогда нормативами, установлен около депо Славянск.