Паровозы серии ЭР
Летом 1933 г. НИИРТ на основе предложения инженера И.В.Пирина разработал детальный проект удлинения топки паровоза серии ЭМ. Предложение имело цель простыми и дешевыми средствами повысить мощность паровоза и улучшить распределение нагрузок на его движущие колёсные пары.Чертежи были разработаны как для переделки уже построенных паровозов серии ЭМ (путём разрезания топки и рамы и вварки полос шириной 539 мм в кожух топки и огневую коробку и полос шириной 450 мм в листы рам), так и для постройки новых паровозов. Чтобы отличать паровозы серии ЭМ с удлиненной топкой, им была присвоена серия ЭР - Э реконструированный. Сцепная масса паровозов увеличилась до 83,3 т, площадь колосниковой решётки достигла 5,09 м2 (против 4,46 м2 у паровозов серий ЭУ и ЭМ), а испаряющая поверхность нагрева повысилась до 200 м2. Давление пара и размеры цилиндров остались такими же, как и у паровозов серии ЭМ.
Первый паровоз с удлиненной топкой был переделан из паровоза ЭМ723-12 на Муромском паровозоремонтном заводе в конце 1933 г. и в январе - феврале 1934 г. испытан НИИРТом.
Результаты испытаний паровоза ЭР723-12 показали, что у него более высокие мощность (на 10 - 15 %) и экономичность по сравнению с паровозами серий ЭУ и ЭМ. Поэтому Управление тяги НКПС и Народный Комиссариат тяжёлой промышленности (НКТП) приняли решение о выпуске с конца 1934 г. паровозов серии ЭР вместо паровозов серии ЭМ. В 1934 — 36 гг. было построено 305 паровозов серии ЭР, из них Луганским заводом в 1934 г. — 2 (№733-87 и 733-88) и в 1935 г. — 90 (№733-89 — 733-99 и 743-01 — 743-79), а Брянским заводом в 1935 г. — 163 (№738- 29 — 738-99 и 739-01 — 739-92) и в 1936 г. — 50 (№739-93 — 739-99 и 744 - 01 — 744 - 43). Большинство этих паровозов поступило на Карагандинскую, Томскую, Красноярскую, Восточно - Сибирскую и им. В.В.Куйбышева ж.д.
Небольшое количество паровозов, также обозначенных серией ЭР, выпустил во время Великой Отечественной войны Коломенский машиностроительный завод. Первый паровоз ЭР17-750-01 был построен в 1943 г. и отправлен в депо Москва - Сортировочная Ленинской ж.д.
Всего в 1943 г. для железных дорог НКПС Коломенский завод построил 7 паровозов (№17-750-01, 750-02 — 750-07) и в 1944 г. 12 паровозов (№750-08 — 750-19); для промышленных путей завод изготовил ещё 3 паровоза серии ЭР.
На паровозах серии ЭР производства Коломенского машиностроительного завода устанавливались котлы пассажирских паровозов серии СУ. С таким котлом паровозы серии ЭР имели следующие характеристики: давление пара 13 атм, площадь колосниковой решётки 4,73 м2, испаряющую поверхность нагрева 199,2 м2 и поверхность нагрева пароперегревателя 72,6 м2. У всех паровозов серии ЭР Коломенского завода были буксы и колёсные пары паровоза серии СО.